Клиновая задвижка – назначение и разновидности
Прокладка трубопроводных магистралей предполагает установку арматуры. Применяют фитинги, клапаны, краны и затворы. Важной частью системы является клиновая задвижка. Чтобы все работало правильно, необходимо заранее изучить особенности этого элемента, а также разобрать его преимущества и недостатки.
Описание клиновых задвижек
Клиновая задвижка – пример запорного арматурного оборудования для монтажа в трубопроводах. Детали встраиваются в магистрали подачи холодной или горячей воды, а также в отопительные системы. Оказываются полезны во время сборки трубопроводов для транспортировки сжатого воздуха, химикатов или газов. При этом важно учитывать, что далеко не все предлагаемые модели могут работать с агрессивными средами. Устройства встраивают в промышленное оборудование нефтяной или газовой промышленности. Они активно применяются в энергетике, а также ЖКХ отрасли.
Назначение у детали ровно одно – запирание трубопровода с предотвращением прохождения транспортируемой среды по магистрали. У задвижки есть два положения: открыто и закрыто. Никаких средних или промежуточных фаз не предусматривается. Конкретные характеристики запорной арматуры зависят от материалов и методов производства. Эти факторы определяют, для каких задач подходит модель.
Преимущества
К преимуществам клиновых задвижек относят следующее:
-
Простая конструкция, которая позволит легко установить или отремонтировать узел при помощи стандартных инструментов.
-
Небольшая длина.
-
Низкий показатель гидравлического сопротивления, обеспечивающий равномерное перекачивание нужной среды.
-
Универсальность, обусловленная применением прочной стали с высоким уровнем устойчивости к коррозии.
-
Долгий срок службы, связанный с характеристиками материала и простотой конструкции.
-
Возможность работы в обоих направлениях.
-
Плавность при работе, гарантирующая безопасность всей магистрали и существенно снижающая вероятность возникновения гидравлических ударов.
Эти плюсы сделали клиновые задвижки востребованным решением, к которому прибегают многие монтажники. Детали могут иметь разные размеры и характеристики, а в качестве места установки выступают даже полимерные трубы.
Недостатки
У клиновых задвижек немало положительных качеств, однако они не подойдут для каждого случая. Иногда использовать такие системы запрещается, а порой приходится соблюдать очень строгие правила эксплуатации.
Среди недостатков клиновых задвижек выделяют:
-
Значительная строительная высота (особенно заметно на моделях с выдвижным шпинделем).
-
Долгое открывание и закрывание арматуры, способное серьезно замедлить или усложнить работу.
-
Изделия не рассчитаны на работу со средами, имеющими твердые включения.
-
Невысокая износоустойчивость у прокладок, а также у других уплотнительных элементов.
-
Чувствительность к большим перепадам давления в затворе.
Уплотнители в клиновых системах чувствительны к механическим повреждениям. Нарушение целостности прокладок может приводить к протечкам, полной поломке затвора, невозможности нормально использовать трубопровод. Несколько лучше в этом плане себя показывают решения с выдвижным шпинделем, не подверженные влиянию агрессивных сред.
Как изготавливают клиновые задвижки
Клиновые задвижки изготавливают при помощи литья или сварки. Литье активно используется при сборке корпусов из стали или сплавов на основе титана. Также оно популярно при работе с чугунными элементами или алюминиевыми сплавами.
Процесс изготовления клиновой запорной арматуры посредством сварки включает в себя следующие этапы:
-
Тщательная проверка стальных листов на предмет коррозии или окалины. Все посторонние элементы или загрязнения удаляются.
-
Укладывание листов на специальный конвейер.
-
Штамповка деталей при помощи станка, осуществляющего деформацию материала. Так формируются заготовки задвижек с выдвижным или невыдвижным шпинделем.
-
Сварка полученных деталей между собой с тщательной обработкой всех швов и проверкой надежности соединения.
Созданные при помощи литья детали имеют худшие показатели прочности по сравнению со штампосварными. Это связано с тем, что во втором случае в качестве сырья используется более прочные листы металла.
Не менее важными считаются уплотнительные элементы конструкции. Они могут быть с кольцами или без, нередко дополняются защитной наплавкой для усиления антикоррозийных свойств. Сам клин иногда покрывается резиной.
Разновидности клиновых задвижек
В основе клиновой задвижки лежит особый клин, от типа и положения которого зависит герметичность узла, а также общие удобства при работе. В современной запорной арматуре могут использоваться клинья следующих видов:
-
Жесткий. Гарантирует полную герметичность затвора, однако крайне сложно чинится в случае заклинивания. К тому же для получения необходимого уровня герметичности нужно очень точно рассчитывать размеры и углы между седлами. А при перепадах температуры или повреждении элементов коррозией открыть затвор будет почти невозможно.
-
Двухдисковый. Клин этого типа более удобен в работе, хоть и имеет усложненную конструкцию. Наличие выдвижного или невыдвижного шпинделя существенно снижает вероятность заклинивания. Диски внутри затвора сами подстраиваются под нужный угол между седлами, так что добиться герметичности гораздо проще.
-
Упругий. Задвижки с упругим клином объединяют лучшие качества предыдущих категорий. Системы имеют относительно несложную конструкцию и позволяют добиться герметичности без высокоточных расчетов. От двухдискового клина это решение отличается соединительным элементом, который тут представлен эластичной деталью. Диски уже не так успешно саморегулируются под корпус, однако устойчивость к перепадам температуры существенно повышается.
Решения с выдвижными и невыдвижными шпинделями
В рамках подбора запорной арматуры необходимо рассматривать положение ходового узла, имеющего в основе шпиндель и специальную гайку. От разновидности этого соединения зависит функциональность арматуры и сфера ее использования.
Способы установки шпинделя:
-
Выдвижной. Крайне долговечное решение, при котором шпиндель расположен вне корпуса задвижки и соединяется с затвором нижним концом. При открытии арматуры система выдвигается на высоту одного затвора. Подход обеспечивает высокий уровень надежности и рекомендован к применению в наиболее ответственных узлах. Гарантирует простой доступ к ходовому элементу, а также существенно снижает негативные влияния рабочей среды.
-
Невыдвижной. В данном случае шпиндель погружен непосредственно в рабочую среду. Гораздо более компактное и легкое решение, которое проигрывает выдвижному шпинделю в плане износоустойчивости и общей долговечности.
Клиновые задвижки активно используются на трубопроводах разных отраслей, раз за разом доказывая свою надежность и эффективность. Использование фланцевых соединений позволяет неоднократно снимать узел для обслуживания и возвращать его на место. Так что можно в любой момент осуществить срочный ремонт без необходимости вырезать участки трубопровода.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев