Задвижка относится к запорной арматуре. Ее наличие – обязательное требование регламента работ каждого предприятия, на балансе которого есть трубопроводная система. Технологические процессы, характер работы, а также технические особенности заводов и цехов определяют потребность в конкретной модели запорной арматуры. В обзоре разберемся:
- где устанавливаются задвижки;
- как производится их монтаж;
- какие задвижки подходят для конкретных параметров рабочих сред.
В конце обзора посмотрим, при каких особенностях задвижки транспортируются, хранятся и эксплуатируются.
Где применяются задвижки
Задвижка является устройством запорной арматуры и служит для перекрытия потока среды. Достигается перекрытие посредством перемещения клина. Полная герметизация происходит за счет наличия уплотнительных поверхностей на клине (его дисках) и кольцах (в седлах).
Рис. 1
Разные модели клиновых задвижек комплектуются отличными друг от друга устройствами затвора. Различие – материал, используемый при изготовлении клина, колец в корпусе, а также уплотнителей на них.
Для разных транспортируемых сред и особенностей работы трубопровода заводы выпускают модели, отличающиеся по:
- материалу корпуса и крышки;
- применяемому виду сальниковой набивки;
- прокладочному материалу между корпусом и крышкой;
- типу ходовой пары «гайка-шпиндель».
Такая номенклатура обеспечивает запорной арматурой коммунальные сети ЖКХ, парокотельные, судостроительную, нефтегазовую и химическую промышленности.
Технологические сети трубопроводов добывающих и перерабатывающих заводов комплектуются задвижками. За счет надежности, задвижки устанавливают в труднодоступных для человека местах и оборудуют автоматическими приводами для удаленного управления ее работой.
Такие модели, как 30с927нж, 30с941нж, 30с964нж комплектуются переходными площадками для подключения электропривода. За счет проведения мероприятий по защите электродвигателя от воздействий окружающей среды (отрицательные температуры, осадки, солнечный свет), такие задвижки монтируют в удаленных районах на открытой местности. Управление при этом осуществляется с пульта оператора.
Где используются задвижки
Для конкретных нужд предприятий, коммунальных сетей ЖКХ и остальных отраслей промышленности должны применяться определенные модели запорной арматуры, предназначенные для нормальной эксплуатации в рабочем режиме под определенные характеристики транспортируемых сред.
Рассмотрим популярные модели задвижек, их характеристики и отрасли использования.
30с41нж
Обозначение этой задвижки по таблице фигур:
- 30 – задвижка;
- с – корпус и крышка изготовлены из стали;
- 41 – порядковый номер регистрации в СТ ЦКБА;
нж – уплотнители выполнены из нержавеющей, коррозионно-стойкой стали.
Рис. 2 Общий вид 30с41нж
В этой модели предусмотрено ручное управление затвором. Об этом говорит двузначное число «41» в обозначении. При комплектации задвижки переходной площадкой для электропривода, маркировка дополняется цифрой «9» – 941.
Модели задвижек, корпуса которых выполнены из стали, нужны для работы в трубопроводных системах, по которым обращаются холодная и горячая вода, пар и нефтепродукты (не агрессивные к стали, при условии коррозии не более 0,1мм/год).
Верхний диапазон температуры среды – до +4500С. Рабочее давление – 16 атмосфер.
При выборе задвижки этой модели для конкретных задач производства, надо учитывать показатели избыточного давления. Они зависят от температуры рабочей среды. Порядок соотношения определен ГОСТом 356-80г. и ЦКБА 014-2004г.
Срок службы задвижки составляет до 10 лет (в зависимости от интенсивности эксплуатации и наработки циклов). Так как задвижка является восстанавливаемой деталью трубопровода (подлежит капитальным ремонтам), производители в руководстве по эксплуатации указывают назначенный срок службы, обусловленный износом затвора и корпусных деталей. Для этой модели назначенный срок службы составляет 30 лет.
30ч6бр
Эта модель изготавливается из серого чугуна СЧ20, о чем говорит буква «ч» в обозначении. Она применяется для магистралей с рабочей средой:
- горячая или холодная вода;
- пар.

Рис. 3 общий вид 30ч6бр
Максимальная температура среды – до +2250С. Рабочее давление – 16 атмосфер.
Маркировка «бр» означает, что в качестве уплотнительных поверхностей применяется латунь марки ЛС59-1.
Эта модель запорной арматуры подойдет для систем ЖКХ, парокотельных и для частных нужд. Любая система, по которой обращается вода или пар с температурой до 2250С, должна комплектоваться данным приспособлением.
30ч39р

Рис. 4 Общий вид 30ч39р
Максимальное значение температуры среды – до 950С. Рабочее давление – 16 атмосфер. Запорную арматуру с обрезиненным клином из ЭПДМ используют исключительно для воды. И хотя по показателям температуры эта задвижка уступает своей «сестер» с латунным клином, а также стальной версии, для систем ЖКХ эта модель подойдет идеально.
Наличие резины на клине исключает коррозионное разрушение.
Места установки
Задвижки с невыдвижным и выдвижным шпинделем, согласно технической документации, надо устанавливать приводом вверх. В условиях стесненности, вертикального расположения трубы, разрешается производить монтаж с отклонением привода на 900 в любую сторону.
Для запорной арматуры с наличием электропривода, при ее установке с отклонением по вертикали в любую сторону, под электродвигатель надо предусматривать дополнительную опору. Это снизит нагрузку на трубу.
Рис. 5
Под диаметры условного прохода 700 мм и более предусматривается опора и под саму арматуру.
Прокладка трубопровода с опорой на задвижку не допускается!
Место установки должно обеспечивать допуск обслуживающего персонала для проведения регламентных работ (обслуживание, ревизия, ремонт). Для арматуры с выдвижным шпинделем необходимо дополнительно предусматривать запас свободного пространства для выхода шпинделя при переводе затвора в положение «открыто».
Минимальное значение вылеты шпинделя равно диаметру условного прохода. Для получения точных данных, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации.
При выборе места установки учитывается климатическое исполнение арматуры, регламентируемое ГОСТом 15150-69г.
Способы установки
Задвижки выпускаются с двумя крепежными элементами:
- с разделкой швов для приварки к трубе;
- с приваренными фланцами для крепления с помощью шпилек или болтов с гайками.

Рис. 6
Комплектация фланцами самая распространенная конструкция. При такой установке задвижку всегда можно снять с трубы и провести ее ремонт в удобном месте, поставив взамен новое устройство. Но монтаж на фланцы предполагает использование прокладки, предотвращающей выход рабочей среды в атмосферу.
Сварное соединение более надежное, нежели фланцевое. При этом отпадает необходимость использования дополнительного прокладочного материала. Но при демонтаже персоналу придется вырезать задвижку с частью трубопровода.
Транспортировка и хранение
Перемещение арматуры с завода на предприятие производится с соблюдением нескольких правил.
1. Перевозка должна происходить в запакованной на заводе таре.
2. В пути следования ящики надежно закрепляются к полу или стенкам транспортного средства для предотвращения продольных и поперечных смещений.
3. Проведение погрузочно-выгрузочных работ осуществляется плавно. Кантовать и ударять ящики запрещено.
Если установка полученной партии задвижек планируется не на ближайшее время, надо соблюдать правила хранения.
1. Выделяется специальное помещение для хранения арматуры. Помещение должно быть чистое, проветриваемое, не допускается попадание прямых солнечных лучей.
2. Если арматура хранится полгода и больше, надо производить смазку специальной консервационной пастой.
3. Затвор помещается в положение «закрыто», а присоединительные патрубки должны быть закрыты специальными заглушками.
Подробные условия транспортирования и хранения устройств запорной арматуры регламентируются ГОСТом 15150-69г.
Монтаж и эксплуатация
Монтаж задвижки с фланцевым присоединением производится в следующем порядке.
1. После вскрытия транспортной тары, непосредственно перед установкой, резьбу шпинделя надо смазать пастой ВНИИНП. Порядок расконсервации регламентирован ГОСТом 9.014-78г.
2. После освобождения патрубков от заглушек, надо проверить работоспособность, переведя затвор в положение «закрыто» и снова открыть его.
3. Полости патрубков надо очистить от посторонних предметов, песка и окалины (при наличии). Трубопровод подготавливается аналогичным способом. После этого, трубу и задвижку надо промыть и продуть.
4. После строповки (под патрубки или специальные кольца), арматура подводится к магистрали, и без ударов об трубу, крепится через ответные фланцы.
5. Затяжка гаек производится «крест накрест» динамометрическим ключом с выставлением максимального усилия.
После монтажа проводят испытания на герметичность. Способы и методы проведения испытаний указываются в руководстве по эксплуатации.
В процессе эксплуатации задвижку надо проверять на плотность затяжки гаек и герметичность прокладочных уплотнений. Для этого на предприятии назначаются ответственные работники, которые систематически проверяют работоспособность арматуры. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.