Задвижки клиновые
Одним из наиболее распространенных видов трубопроводной запорной арматуры является задвижка клиновая, обладающая функциональностью и эффективностью. Благодаря простоте конструкции, цене устройство имеет повышенную износостойкость и надежность. Применяется на любых транспортных, технологических трубопроводах для регулирования передачи жидких, газообразных и сыпучих материалов.
Устройство задвижки клиновой
Конструкция задвижки клиновой состоит из корпуса с размещенным внутри канального прохода клиновидным затвором, и крышки. Корпус имеет два конца с отверстиями (муфты, фланцы) для соединения с трубопроводом. Затвор при помощи невыдвижного или выдвижного шпинделя или шктока перемещается вертикально направлению потока рабочей среды, при движении вверх открывая канал. При движении максимально вниз доходит до конца полости, герметично ее закрывая. Герметичность достигается за счет прилегания всей плоскостью затворного элемента к расположенным под углом в виде клина седлам.
В движение шпиндель задвижки клиновой приводится механически, вручную, пневмо- или электроприводами. Седла обычно утоплены в корпус, не влияя на сечение запираемой плоскости. Для повышения герметичности, профилактики коррозийных повреждений и вымоин седельные наружные рабочие поверхности уплотняются материалами из металла или пластмассы.
Типы клиновых задвижек
В зависимости от области, условий применения, проектной цены, рабочей среды, давления и других параметров задвижки клиновые изготавливаются нескольких типов и видов в соответствии с ГОСТ 24856-2014.
По форме запирающего элемента:
- с жестким (п. 7.51 норматива);
- двухдисковым (п. 7.52):
- упругим клином (п. 7.53).
Жесткий имеет цельные диски, благодаря простоте конструкции обеспечивая максимальную герметичность. Двухдисковый перекрывает проходной канал двумя самоустанавливающимися дисками, он максимальной надежный, но и конструктивно сложный. Упругий - модификация двухдискового, диски связаны жестким материалом, обеспечивая максимальную герметичность.
По типу движителя:
- с выдвижным;
- невыдвижным шпинделем.
Невыдвижные оснащены резьбой внутри корпуса, используются в запорной арматуре подземных коммуникаций. Резьба выдвижных расположена снаружи корпуса, препятствуя негативному воздействию на ходовой узел рабочей среды. Наиболее распространена задвижка клиновая с выдвижным шпинделем, например, фланцевая 30с41нж, Ду100 и другие.
По материалу изготовления:
- Стальные.
- Чугунные.
- Бронзовые.
- Алюминиевые.
- Титановые.
- Пластмассовые.
Материал выбирается в зависимости от типа трубопровода, рабочей среды.
По способу соединения с трубой:
- фланцевые.
- приварные.
Приварные применяются на особо ответственных или трубопроводах с агрессивными средами, они универсальны, максимально надежны. Соединение на фланцах практичнее.
Достоинства, недостатки клиновых задвижек
Аналогично любому техническому изделию, клиновая задвижка имеет свои достоинства и недостатки.
Преимущества:
- Простота конструкции. Повышает надежность и снижает цену, увеличивает долговечность.
- Низкое сопротивление потоку среды. Благодаря этому применяется в магистральных трубопроводах с высоким давлением.
- Универсальность. Используется для любых трубопроводов диаметром от 100 мм.
- Широкий выбор. Благодаря разнообразию типоразмеров, купить задвижки клиновые можно практически любого размера, типа.
Закрывание и открывание происходит плавно, что предотвращает гидравлический удар и системе. Это особенно важно в системах водоснабжения, отопления, нефтепроводах.
Недостатки:
- Большая в сравнении с аналогами строительная высота из-за выдвижного шпинделя.
- Длительный по времени процесс открывания и закрывания.
При использовании гидро-, пневмопривода процесс закрывания и открывания ускоряется. На наземных, надземных магистральных трубопроводах высота устройства практического значения не имеет.